Интернет-магазин снаряжения для дайвинга и подводной охоты. Санкт-Петербург
 
Комиссионные товары

назад | дайвинг | путешествия | история

Поездка на Мраморный Карьер


В конце августа и начале сентября 2002 года были организованы две экспедиции на "Мраморный карьер". Справка: Карьер находится в Приладожской Карелии, в 20 км от города Сортавала, близ деревушки Рускеалы, окружен лиственным лесом и "пробивающимися" из земли скальными породами. По рассказам местных жителей, выработки мрамора и горных пород были прекращены в 1939 году, карьер затопили.

Решение выехать было принято после предложения одного из наших друзей, бывавшего на этом карьере неоднократно. Рассказывать о дороге от Питера до Приозерска нет особого смысла – трасса как трасса. В Приозерске закупили продукты и выехали в направлении Сортавалы. Здесь можно остановить свое внимание, так как одно из неизгладимых впечатлений – это карельская дорога на этом направлении. Внимание!!! – если когда-нибудь окажитесь на этой дороге – следите за знаками и соблюдайте их. Даже если нет никаких предупреждающих знаков, будьте предельно внимательны, ибо, как пошутил один из участников экспедиции: –"Как же надо было ненавидеть Человечество, чтобы сделать такую дорогу!". За каждым подъемом и спуском обязательно будет крутой поворот налево или направо. И все это на протяжении нескольких часов. В конце пути, не доезжая 3 км до карьера, есть очень живописное озеро с водопадом. Здесь можно отдохнуть и перекусить на оборудованной стоянке и, сделав несколько кадров в семейный фотоальбом, проехать оставшийся путь отдохнувшим. Последний отрезок пути в 500 метров способны пройти только внедорожники. Лучше всего эта дорога от Питера до деревни Рускеала описана у Алексея Шварева на его сайте.

Мраморный карьер появляется внезапно из расступившихся деревьев. Стоянка на краю "бездны" на кого угодно произведет впечатление, а вид на отвесные мраморные стены завораживает как при лучах солнца, так и под лунным рассеянным светом. Вода голубовато-зеленого цвета так и тянет в свои объятья, в центре из глубины видны подводные глыбы, бывшие когда-то частью мраморной стены. От стоянки к подножию карьера под углом примерно 45 градусов спускается лестница длиной в 40 метров. На первом спуске по лестнице обнаруживаем отсутствие некоторых ступенек, а также не особую надежность остальных. Начинаем готовиться к первому погружению. Для удобного спуска к воде и переноски снаряжения натянули страховочную веревку вдоль лестницы (в очередной раз помогли знания такелажного дела). Честно говоря, не считаю очень романтичным занятием "альп-дайвинг", ну ладно, физическая нагрузка иногда не помешает. В очередной раз бурчу себе под нос, что в нашей жизни хорошо приходится только баллонам. Разбились на пары и спланировали погружение как ознакомительное.

Сделав рабочую проверку снаряжения, начали погружение: Вода бодрит, видимость для карьера отличная – метров двенадцать, хорошо отрабатывать слаженность в паре. Весьма скудная растительность и отсутствие какой-либо живности, за исключением огромного количества комариных личинок, наводит на нехорошие мысли. Проплыв метров двадцать вправо от лестницы, на глубине десяти метров обнаруживаем вход в пещеру, свет наших фонарей теряется во мраке ее коридора. По предположению, эта пещера связана проходом с колодцем в штольнях над поверхностью воды. Оснащение и способы страховки подбираются соответственно к каждому погружению, а у нас с собой нет ни ходового конца, ни запасных фонарей, ни другого оборудования для спелеопогружений, так что идем вдоль стены карьера, не залезая в пещеру. На склоне стены лежит пара строительных касок (думаю, хозяева и не предполагали, что на их каски будут обращать внимание как на артефакты). Внезапно из толщи воды вырисовываются металлоконструкции, осмотрев их, делаем вывод – это кран. Проникаем в кабину, попытка покрутить руль ни к чему не приводит. Идем дальше, перед нами подковообразная штольня 3-4 метра, дальше солнечный свет. Проходим ее навылет, следующая штольня аналогична первой, делаем четыре таких прохода - вот идеальное место для тренировочных погружений в надголовной среде! Подбираемся к величественной подводной "пирамиде", огромному камню, бывшему когда-то частью стены карьера. На сегодня хватит, показываю напарнику – пора выходить. Первое знакомство с карьером закончилось.

Подняв все снаряжение наверх, застаем "сухопутных" за приготовлением ужина. Пока суть да дело, решили пройтись по окрестностям. Неподалеку оказался еще один карьер меньших размеров. По преданиям местных аборигенов, карьеры между собой соединяются сложным тоннелем, так что "работы" по исследованию подводных коридоров для технодайверов достаточно.

Быстро стемнело, и весь оставшийся вечер посвятили байкам и рассказам у костра о карьерах и подводных пещерах.

День второй. Прохладное карельское утро началось с кружки горячего глинтвейна. Небо затянуло облаками, предвещая дождливую погоду. После плотного завтрака начали забивку баллонов. Поездка в такие отдаленные места предполагает полную автономность. То есть помимо баллонов у нас с собой и небольшой компрессор UTILUS II – вещь весьма необходимая в любой экспедиции. На этот раз снаряжение спустили вниз с меньшими затратами сил. Тренировка, однако. План дайва – закончить обход карьера по периметру, сделать несколько подводных кадров рядом с "пирамидой".

Второй дайв начинаем с места, где закончили предыдущее погружение, т. е. с подводной "пирамиды", расположенной у противоположной стены, если смотреть со стороны стоянки. На пятнадцатиметровой глубине обнаруживаем второй ряд штолен, осматриваем их снаружи, входить туда желания совсем не возникает. Мы не стали рисковать, и вам категорически не советуем без подготовки или при отсутствии подходящего снаряжения совершать никому не нужные подвиги по покорению пещер. На стенке пещеры просматриваются светлые пласты породы, от которых совсем недавно отвалились куски мрамора. Постепенно выходим на более мелкую часть карьера, где на грунте лежат несколько кабин грузовых автомобилей, капотов, останки мотоциклов – в общем, остатков цивилизации. Вся дорога вдоль левой стены вплоть до лестницы оказалась усеянной всяким хламом. Здесь и трубы, и бутылки, неизвестные металлоконструкции – ощущение, будто попал на свалку. Так что если будете нырять на этом карьере, налево от лестницы делать особо нечего.

Страхующий с лодки, заплыв в грот, наблюдал большое количество влаги, сочившейся из стен карьера, и большое количество трещин. Поскольку при замерзании вода расширяется, в весенний период существует большая вероятность обвалов, впрочем, не особо приятно находиться под навесом этих могущественных стен и в летний период.

Выходные закончились, сложив палатки и убрав снаряжение, мы выдвинулись домой. На обратном пути снова остановились около водопада, перекусили шашлычком, кстати, не слишком хорошего качества, и основную часть дороги провели за обсуждением будущей поездки на "Мраморный карьер" с целью более подробного изучения и подводных видеосъемок...

Панфутов Павел