Интернет-магазин снаряжения для дайвинга и подводной охоты. Санкт-Петербург

 
Распродажа
Главная  >  Информация  >  

Статьи

назад | обучение

Алексей Зайцев. Школа подводной фотографии:
Глава 2. Тут вам не там – чем подводная фотография отличается от «сухопутной»…


Вы – под водой!

«Сухопутный» фотограф может выйти погулять на закате, имея в рюкзаке объективы на все случаи жизни, пару запасных камер, батареи и флешки, а также термос с чаем и бутербродами. Найдя красивый вид, он установит штатив и задумается о том, какой объектив использовать. Под водой, однако, все немного не так...

Потеря света и цвета под водой

Не открою Америки, если скажу, что на глубине не так светло, как на поверхности. Почему? Вода в 770 раз плотнее воздуха. Даже самая чистая природная вода примерно в тысячу раз менее прозрачна, чем воздух. То есть толща в 1 метр имеет такую же прозрачность, как километр воздуха!

Немного углубимся в физику... Прозрачность воды зависит от того, сколько в ней растворено и взвешено частиц. В воде растворены минеральные соли, кроме того, в ней присутствуют мельчайшие фрагменты песка, ила, то есть неорганические частицы. И органические тоже: микроорганизмы, обитающие в толще воды (планктон), продукты распада. Все это, вместе c пузырьками газов и воздуха, находится в постоянном движении, перемешиваясь волнами, течениями, подчиняясь сезонным колебаниям, зависящим от фаз луны, солнца, ветров и атмосферных явлений…

Поглощение видимого света в воде происходит по двум причинам. Первая – это столкновение фотонов с молекулами воды, и, как следствие, потеря ими части энергии, которая переходит в тепло и нагревает воду. Вторая причина – поглощение света взвешенными частицами. Чем сильнее загрязнена вода, тем сильнее поглощение. В очень чистой морской воде потери света за счет поглощения могут составить 5% на каждый метр, в речной и озерной – до 99%.

Теперь первым вопросом, который вы будете задавать себе при виде любого водоема, будет: «А какая здесь прозрачность?» Естественно, чем прозрачнее вода, тем лучше будут фотографии. Прозрачность измеряется при помощи белого диска (его называют диск Секки), который опускается на тросе до такой глубины, пока не перестанет различаться с поверхности. Глубина эта и будет являться измеренной прозрачностью воды. Но дайверы оперируют другим показателем – для нас важнее горизонтальная видимость. Горизонтальная видимость в среднем на 40 процентов меньше измеренной описанным выше способом.

Идеальный вариант, когда видимость под водой максимальная. Обычно это 40 метров. В некоторых местах, например, в открытом океане, прозрачность может быть и выше, доходя до рекордных 50-70 метров. В тропиках хорошей считается горизонтальная видимость 20-30 метров. Но не приходите в уныние, если видимость вдруг стала совсем плохой. Снимать можно и в очень мутной воде (маленькие объекты с близкого расстояния, то есть макро), так что вы не будете скучать на берегу даже в этом случае!

Поглощенный свет потерян для фотокамеры, но можно компенсировать это увеличением светочувствительности матрицы фотоаппарата. Но все осложняется тем, что свет поглощается водой неравномерно. Из школьного курса физики вы, наверное, помните, что свет состоит из волн разной длины, которые все вместе и составляют видимый свет. Эту совокупность волн разной длины еще называют спектром. Детская считалочка помогает запомнить последовательность его цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Сильнее всего поглощаются водой теплые цвета спектра, начиная с красного, а меньше всего – синий и фиолетовый. Именно поэтому толща воды окрашена в синий цвет, и чем глубже, тем он становится насыщеннее и темнее.

В литературе, посвященной подводной съемке, часто можно встретить схему, наглядно иллюстрирующую поглощение цвета водой по мере увеличения глубины. Эта схема приблизительно показывает процесс поглощения цвета в очень прозрачной морской воде, при высоко стоящем солнце. На ней видно, что красные лучи поглощаются на глубине 10 метров. Если вы хоть раз ныряли в таких условиях, например, на Красном море, то должны возразить: «Я видел красный цвет на большей глубине!» И вы будете абсолютно правы. Световые волны красной части спектра поглощаются водой постепенно, и на 10 метрах не исчезают, как по мановению волшебной палочки: их становится все меньше и меньше, пока на определенной глубине они не поглощаются вовсе. На Красном море это 30-40 метров. Так что данная схема поглощения цвета – весьма упрощенная. Принято считать, что ниже 10 метров количество красных световых волн становится настолько малым, что это уже заметно на фотографиях. Например, ярко-красные ласты вашего бадди превращаются в бледно-розовые… И чем глубже мы будем погружаться, тем сильнее будет этот эффект. На глубине 40 м ярко-красный цвет превратится в черный.

* Природа наделила нас очень совершенным инструментом – зрением. Примечательно, что наши глаза воспринимают свет гораздо лучше, чем светочувствительная матрица фотокамеры. Там, где мы еще различаем остатки красного, для фотокамеры цвета будет недостаточно, и снимок получится не таким, как видел наш глаз. Наши глаза – не просто подобие камеры-обскуры. Изображение, которое формируется на сетчатке хрусталиком, с помощью зрительного нерва передается в мозг – наш «персональный компьютер», который не только переворачивает картинку, но и «вытягивает» цвета. Как в цветном телевизоре, когда вам не нравится картинка, вы двигаете ползунок цветности в сторону ее увеличения... Фотоаппарат без помощи человека этого делать не умеет; результат – бледные и не цветные (монохромные) подводные фотографии.

Вы можете проверить на себе способность человеческого мозга адаптировать цвет. Проведем простой эксперимент. Возьмите лист белой бумаги и красный или оранжевый светофильтр. Закройте один глаз, а вторым смотрите на белый лист через фильтр. Через минуту уберите светофильтр – и вы увидите, что бумага на какое-то время приобретет голубой оттенок! Это ваш мозг, зная, что бумага белая, пытался ввести коррекцию, добавляя в видимую картинку голубой цвет…

Кроме поглощения, свет под водой рассеивается. То, что не было поглощено, рассеивается частицами, которые попадаются на пути. Это те же молекулы воды и взвешенные частицы. Именно поэтому мы наблюдаем под водой эффект «сияния»: все предметы, удаленные от нас, находятся как будто в дымке.

Поглощение и рассеивание света и, как следствие, потеря света и цвета под водой – это как раз то, что кардинально отличает подводную фотографию от обычной, «сухопутной». Если вы хотите делать красивые подводные фотографии, вы должны, хотя бы в общих чертах, осознавать «масштаб трагедии», так что, даже если вы не любили в детстве уроки физики, потерпите и постарайтесь усвоить эту нехитрую информацию. Вооружившись знаниями, вы уже никогда не будете наступать на эти грабли: пытаться фотографировать под водой так, как делали это на суше.

Видимые расстояния

Все подводные объекты кажутся нам ближе и больше. Например, вы хотите дотянуться до вашего партнера по погружению, чтобы привлечь его внимание к красивому кораллу. Но рука оказывается слишком короткой. Конечно! Ведь все объекты, которые мы видим через плоское стекло нашей маски, на самом деле находятся примерно на 1/3 дальше, чем нам представляется, другими словами, кажутся нам на 25% ближе и больше, чем на самом деле.

Происходит это из-за рефракции, или преломления света. Луч его, проходя через среду с одной плотностью (воздух) и попадая в среду с большей плотностью (вода), изменяет направление своего движения, то есть преломляется. Угол падения световых лучей меняется приблизительно в 1,34 раза – эту величину еще называют показателем преломления.

При съемке под водой лучи от объекта, попадающие в объектив, проходят границу «вода-стекло-воздух». В случае с плоским иллюминатором бокса преломлением лучей в стекле можно пренебречь и рассматривать только преломление «вода-воздух». Поэтому угол зрения объектива фотоаппарата с плоским иллюминатором под водой уменьшается на эту величину – в 1,34 раза. Например: если на вашей камере стоит объектив с фокусным расстоянием 35 мм, на суше у него будет угол зрения 62 градуса. Под водой, с плоским иллюминатором (портом, как я их буду дальше называть), угол зрения уменьшится до 46 градусов – на суше такой угол зрения у объектива 50 мм.

Рисунок 01.jpg

* Все боксы для «компактов» снабжены плоскими иллюминаторами. Так что угол зрения объектива вашей камеры под водой будет меньше, чем на поверхности. Именно поэтому, если вы остановили свой выбор на этом типе камер, при прочих равных условиях надо выбирать аппарат с самым короткофокусным (широкоугольным) объективом.

Кто виноват и что делать?

Итак, теперь мы знаем, «кто виноват». Что же нам теперь делать? Извечный русский вопрос…

Все очень просто: давайте вместе сделаем выводы из полученной информации, и в дальнейшем будем опираться на них на практике.

– Из-за поглощения и рассеяния света под водой мы вынуждены применять объективы с самым большим углом зрения, то есть широкоугольные и сверхширокоугольные. Подводный фотограф всегда «идет к горе», а не наоборот.  Если мы собираемся сделать снимок какого-то объекта, то должны подобраться к нему на минимальную дистанцию, чтобы толща воды между ним и объективом была минимальна. Это уменьшит потери света и цвета. А чтобы объект «влез» к нам в кадр, необходимо вооружиться как можно более широкоугольным объективом.

– В подводной фотографии борьба идет не за метры, а за сантиметры! Например, если вы можете приблизиться к объекту еще на 30 см, сделайте это. Вы удивитесь, насколько повысится качество снимка!

– Под водой нельзя приближать объект, используя «зум», как вы привыкли это делать на суше. Если акула плавает в десяти метрах от вас, приближение ее «зумом» приведет к тому, что на фотографии вы увидите бледный, расплывчатый силуэт животного голубовато-белого цвета, начисто лишенный ярких красок и контраста. Вместо использования «зума» мы сами должны приблизиться к объекту на минимальную дистанцию. Но это не значит, что под водой не применяют «зум»-объективы! О технике съемки ими мы поговорим позже.

– Из-за потери цвета нам нужны фотовспышки: с их помощью мы сможем осветить объект на небольшой дистанции. И не только осветить, но и вернуть ему его натуральные краски и цвета.

Ближе, еще ближе!

И в завершение повторю: ближе, ближе и еще раз ближе! Если ваша фотография недостаточно хороша, значит, она сделана со слишком большой дистанции. Это высказывание великого Анри Картье-Брессона. Он никогда не снимал под водой, но как же он прав! Для подводной фотографии это высказывание еще актуальнее…. Я бы написал эти слова на задней стенке бокса, чтобы они всегда были перед глазами подводного фотографа. :-)

Приобрести книгу «Школа подводной фотографии. Практическое руководство для начинающих» можно в нашем магазине «Открытое море» – http://opensea.ru/knigi-55477.htm

Алексей Зайцев. Школа подводной фотографии