Покупатели часто спрашивают о стойкости различных регуляторов к замерзанию, об особенностях функционирования различных моделей регуляторов.
Отвечаем по порядку.
Использование дайверами регуляторов той или иной конструкции с точки зрения обмерзания безопасно в воде с температурой выше +7/10ºС. Если температура воды ниже +7/10ºС, то опасность обмерзания регулятора резко возрастает, особенно в экстремально холодной воде (вблизи точки замерзания воды).
Существует много факторов, которые как в сочетании, так и по отдельности могут вызвать неустойчивость работы в холодной воде у любого регулятора. Перечислим их:
Основные рекомендации по предотвращению замерзания регулятора следующие:
Правильный выбор и подготовка регуляторов для погружений в холодной воде весьма актуальны для российских водоёмов.
Когда говорят о сбалансированных или несбалансированных регуляторах, то подразумевают стабильность выдаваемого регулятором давления газа по отношению к давлению газа, подводимого из баллона. У несбалансированных регуляторов давление на выходе напрямую зависит от давления в баллоне. Это может менять в худшую сторону параметры легкости дыхания при снижении давления газа в баллоне.
У сбалансированных регуляторов этот показатель не зависит от давления в баллоне.
Принцип технического решения этой проблемы можно объяснить на примере двух ванн, из которых нужно слить воду: сливное отверстие ванны №1 закрыто обычной пробкой с цепочкой, а в сливное отверстие ванны №2 через смазанную силиконом манжету вставлена легкая труба, доходящая до поверхности. Усилие необходимое для слива воды из ванны №2 будет объективно меньше, т.к. при вынимании трубы нам не придется преодолевать давление воды, прижимающей пробку.
Регуляторы, в которых клапаны («пробки», закрывающие поток газа в нужный момент), работают при помощи давления, специально подведенного к ним, называются сбалансированными. Такие регуляторы обеспечивают более высокие и стабильные показатели легкости дыхания.
При использовании современных регуляторов часто можно наблюдать самопроизвольную инжекцию воздуха, которую можно остановить лишь прикрыв загубник ладонью либо поставив переключатели на нём в положение «–». Это, как правило, не поломка регулятора, а проявление «эффекта Вентури», который используется в регуляторах для облегчения дыхания.
Дело в том, что в быстром потоке газа или жидкости давление несколько ниже, чем в соседних неподвижных слоях, которые начинают смещаться в сторону низкого давления. Если положить водяной шланг на поверхность воды и открыть кран - «эффект Вентури» проявится наглядно: в быстрый поток воды будут затягиваться все мелкие плавающие соринки, находящиеся, вроде бы, в стороне от потока.
Точно также ведет себя мембрана регулятора в момент вдоха. Создавая разрежение за мембраной силой дыхательных мышц, мы приводим мембрану в движение и через рычаг открываем клапан, выпускающий воздух. Прохождение быстрого потока газа внутри корпуса регулятора приводит к уже автоматическому прогибу (т.к. давление с внешней стороны оказывается больше) чувствительной мембраны внутрь потока и еще большему открытию клапана. Это продолжается до тех пор, пока поток воздуха не прекращается (легкие наполнятся и потоку становится некуда идти). Т.е. по сути, этот эффект помогает нам на фазе вдоха.
Большинство современных регуляторов снабжены «рычагами регулировки легкости дыхания» (переключателями эффекта Вентури), по сути – заслонками, как в автомобильном карбюраторе, создающими отклонения и завихрения потока газа, что сводит «эффект Вентури» на нет и позволяет мембране оставаться на месте. Чтобы избежать случайного включения режима «свободной подачи» (фри-флоу) внешним воздействием на мембрану (нажатие кнопки принудительной подачи, удар о поверхность воды при прыжке в воду) переключатель Вентури перед началом погружения переводят в положение «–» («Pre-Dive»). Оказавшись под водой, переключатель ставят в положение «+» («Dive»), обеспечивая максимальную легкость вдоха.
Конечно, бывает, что причина свободной подачи – неисправность самого регулятора. Но это отдельная тема. И в этом случае, необходимо провести обслуживание или ремонт регулятора в сервис-центре.