Интернет-магазин снаряжения для дайвинга и подводной охоты. Санкт-Петербург
 
Комиссионные товары

назад | дайвинг | путешествия | история

Последний рейс транспорта Америка


Холодной и темной октябрьской ночью 1856 года, на скалы острова Гогланд, наскочил трехмачтовый парусник. От сильного удара он получил пробоину и быстро затонул...

В те далекие годы на острове было две деревни и местные финские жители, из поколения в поколение, передавали легенду об этом кораблекрушении. Глубина в том месте небольшая и из воды выступал корпус парусника и мачты с обрывками парусов. На берегу, в деревне Сууркюлалахти, на местном погосте есть две могилы где похоронены те, чьи тела море выбросило на берег.

На могильных плитах выбито: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Здесь покоится раб Божий корпуса флотских штурманов, прапорщик Дмитрий Кузнецов и корпуса флотских штурманов подпоручик Еким Лебедев погибшие, у острова Гогланд с транспортом Америка, в ночь с 15 на 16 октября 1856 года (дата по старому стилю). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Здесь покоятся рабы Божии флота мичманы: Сергей Валькович и Петр Давыдов погибшие, у острова Гогланд с транспортом Америка, в ночь с 15 на 16 октября 1856 года.

Транспорт Америка

Многие, прибывшие на закрытый остров Гогланд, посещая это кладбище, обращают внимание на эти могилы, но мало кто знает хотя бы немного из истории этого корабля.

Когда мы в 1988 году, впервые посетили остров Гогланд то в перерывах между погружениями, не раз приходили к могилам. Но никто из нас и не думал, что нам представится возможность увидеть и прикоснуться к останкам этого парусника. С той поры прошло уже 10 лет и сегодня мне хочется приподнять завесу над тайной этого парусника, но для того чтобы полнее раскрыть эту тему, нам придется заглянуть в конец 18 века.

Транспорт Америка

Во второй половине 19 века, в Тихом океане, русские мореходы продолжали прокладывать пути к берегам Северной Америки. В последней четверти века, по всему северо-западному побережью Америки, стали возникать поселения россиян. Ново-Архангельск, Кадьяк, форт Росс. Большую роль в освоении новых земель сыграли сибирские промышленники Григорий Шелихов и Александр Баранов. Огромное количество непуганого морского зверя: котики, каланы, тюлени и бобры, давали возможность зарабатывать промышленникам солидные барыши, как для себя так и для государства Российского. Но было и много причин, мешавших этому прибыльному делу.

Сухопутный путь в Русскую Америку пролегал через всю Россию на восток, до города Охотска и работал только зимой, и русские фактории постоянно испытывали недостаток в продовольствии, вооружении и судовой оснастке. Ведь для того, чтобы доставить в Охотск паруса и канаты - их приходилось резать на несколько частей, а на месте, заново сшивать и сращивать. Немало хлопот доставляли и местные жители, грабящие фактории и убивая при этом поселенцев, но правительство России шло на любые затраты, ведь прибыль была очень значительна. К примеру, шкурка калана оценивалась в 150 рублей, а за одного крепостного крестьянина давали всего 120 рублей.

В 1799 году Российское правительство создает Российско-Американскую компанию для дальнейшего освоения новых владений, их закрепления, развития промышленности и торговли на Дальнем Востоке. Одной из важных причин создания этой монопольной компании - являлось усиление экспансии Англии и США на Северо-Западе Америки. Хозяйственная деятельность этой компании сводилась к эксплуатации пушных богатств. Пушной промысел велся хищнически и сопровождался насилием и жестокостью по отношению к аборигенам. С помощью правительства компания организовала 25 морских экспедиций, в том числе 13 кругосветных плаваний, а также провела значительные исследовательские работы на севере Американского материка. Для снабжения Камчатки, Охотска и прочих русских владений, ежегодно из Кронштадта посылалось одно военное судно, которое в течении года оставалось в ведении Российско-Американской Компании для борьбы с браконьерами, контрабандистами и для недопущения возможных восстаний местного населения. Эти суда, вооруженные мощной артиллерией, не раз оказывали поддержку русским поселенцам.

Известно точно, что корабль Нева под командованием Лисянского, обстреливал из своих орудий деревни индейских племен, а торговое судно Юнона под командованием лейтенанта Хвостов, обстреливало даже японские острова. Командирами этих судов совершивших кругосветные плавания были многие знаменитые мореходы России: И.Ф. Крузенштерн - Надежда, В.М. Головин - Диана, Камчатка, М.П. Лазарев - Суворов, Крейсер, О.Е.Коцебу - Рюрик, Предприятие, Ф.П.Литке - Сенявин. О морских походах русских мореходов мы знаем из исторической и художественной литературы. Больше всего "повезло" фрегату Паллада ведь на ее борту во время путешествия находился писатель Гончаров. Про другие корабли тоже написано немало книг и даже сняты фильмы.

К сожалению про парусное судно Америка почти не упоминается в исторической литературе да и в архивах очень мало информации. В 1830 году в Кронштадте было приобретено судно United States, построенное в Северо-Американских штатах. После небольшого ремонта и установки на ней пушек оно и получило новое имя Америка. Это военно-транспортное судно предназначалось для перевозки военных грузов на Камчатку и Русскую Америку. На постройку этого корабля поставлялась первоклассная древесина: дуб, лиственница, сосна и ясень. Для скрепления элементов корпуса использовали железо и медь. Бортовые доски крепились длинными латунными болтами, а подводная часть корабля обшивалась листами толстой меди. Размеры этого корабля впечатляли, длинна 39 метров, а ширина 10 метров при высоте корпуса 7 метров. Корабль был трех - мачтовым и грот-мачта имела высоту 45 метров. По бортам и на баке в орудийных портиках стояло 12 пушек, а на юте стояли два фальконета. В трюмах этого корабля размещалось 650 тонн груза! В 1831 году Америка ушла в свое первое кругосветное плавание к берегам Северной Америки по маршруту: Кронштадт - Копенгаген - Постмут - Рио-де-Женейро - Мыс Доброй Надежды - Сидней - острова Фиджи - Петропавловск - Ново-Архангельск - форт Росс - Сан-Франциско и вокруг мыса Горн, обратно в Кронштадт. Это путешествие заняло 445 дней. Командовал Америкой в этом плавании В.С.Хромченко (1792-1849). Он окончил штурманское училище в Кронштадте и в 1815 году ходил учеником штурмана на бриге Рюрик в свою первую кругосветку. В 1820-1825 годах служил в Российско-Американской Компании и исследовал берега Северной Америки. В 1828 году совершил второе кругосветное плавание, командуя кораблем Елена, привез из Бразилии более 1000 видов редких растений для Ботанического сада. В 1843 году вышел в отставку в чине капитана второго ранга.

Транспорт Америка

Старшим офицером на Америке при В. С.Хромченко служил В.И.Цебриков, а штурманом был А.А.Халезов. За свою жизнь он совершил четыре кругосветных плавания, а писатель Гончаров в своей книге Фрегат Паллада упоминает Халезова в персонаже под кличкой "Дед".

В свое второе кругосветное плавание транспорт Америка вышел 5 августа 1834 года. Плавание проходило по тому же маршруту, но во время плавания был обнаружен остров в Тихом океане. Впоследствии И.Ф. Крузенштерном этот остров был назван по фамилии первооткрывателя - островом Шанца. Так как командовал Америкой на этот раз капитан-лейтенант И.И. Шанц. Известно, что в этом плавании на Америке находился лейтенант В.С.Завойко, впоследствии получивший чин адмирала и служивший командиром Петропавловского порта, а так же С.А.Моисеев - кондуктор корпуса штурманов.

Завершила это плавание Америка 15 июля 1836 года.

Благодаря отличному качеству изготовления Америка прослужила в Российском флоте 26 лет. В свой последний рейс транспорт отправился в Таллинн под командованием капитан лейтенанта П. Тироля с грузом бревен, краски и железа в начале октября 1856 года. Попав в шторм, с дождём и снегом, корабль дал сильную течь. Чтобы укрыться от шторма командир решил обогнуть остров Гогланд с северо- запада, но при подходе к острову сильный порыв ветра порвал паруса и корабль потерял ход и управляемость. В час ночи неуправляемая Америка ударилась о скалы острова и затонула невдалеке от северного Гогландского маяка. Из 8 офицеров и 122 нижних чинов погибли 4 офицера и 34 матроса. Почти месяц проворные местные жители день за днём "разгружали" корабль пока он стоял на мели у берега, а 23 ноября разбитый корпус унесло ветром в неизвестном направлении.

Из всех затонувших судов совершивших кругосветные плавания в 19 веке, доступны сейчас лишь Америка и Паллада. Корпус Паллады многократно обшаренный лежит на дне бухты Постовой у Владивостока. Было предпринято несколько безуспешных попыток поднять его и превратить в музей. Парусник Америка пока лежит у острова Гогланд нетронутым! Экспедиции проводимые нами в 1988-1990 годах, дали возможность лишь подтвердить местонахождение останков корабля. У Балтийского моря есть уникальное свойство, в его слабо- соленой воде затонувшие деревянные корабли сохраняются веками. Теперь у аквалангистов есть возможность провести серьезные изыскания в бухте Махела у острова Гогланд. Америка ждет настоящих исследователей!

Этот неизвестный затонувший корабль мы обнаружили случайно во время рутинного ручного поиска. Погружаясь, в холодные воды Финского залива и ощупывая руками дно, мы плыли, ориентируясь по компасу, вдоль скал острова Гогланд. Когда что-либо удавалось найти, к объекту привязывали буй и все вместе его рассматривали. Применялась и буксировка пловца за катером, что доставляло нам немало "приятных" ощущений. Оснащены мы были аквалангами АВМ-1м, Украина-2 и АВМ-7с. Погружались с катера нарвского клуба аквалангистов Хомо-акватикус. Из приборов помогавших нам вести поиск был на катере лишь эхолот и компас и два глубиномера у ныряльщиков, одетых в костюмы Чайка 4 и 5 модели. Жилеты мы не применяли. Фонари и многие прочие подводные аксессуары, мы изготавливали собственноручно.

День за днем, погружаясь с северо-западной стороны острова Гогланд мы подошли к бухте Махела. Небольшой островок и отколовшаяся скала у входа в бухту навевали нам кладоискательские чувства. Разбившись на пары мы начали погружение. Видимость здесь оказалась вполне приличной от 5 до 7 метров, а в некоторых местах - и до 15 метров. Температура воды изменялась в зависимости от глубины погружения от +18 до +2 градусов. И вот на глубине 8 метров, почти у самого берега, мы обнаружили фрагменты конструкций затонувшего парусного корабля. Это были латунные нагели длинной 1,5 метра, металлические шины с отверстиями и кницы с деревянными фрагментами. Дно здесь песчаное, с мелким гравием и многое оказалось засыпанным песком. Опыта проведения археологических работ под водой у нас явно не доставало, но мы понимали - все это следует размывать. На следующий день, из подручных средств, собрали гидромонитор и стали освобождать от песка обломки корабля. Грунторазмывочные работы продвигались быстро и к концу дня на дне бухты, параллельно береговой линии, выработали широкую и глубокую канаву - "раскоп". Единственной нашей находкой была маленькая тарелочка. При этом нам показалось, что валуны на берегу от нашего усердия, сдвинулись с места и работы были прекращены.

На следующий день решили заняться поиском более крупных обломков. Мне с приятелем Александром достался южный сектор бухты. Глубина там как оказалось была изрядной при плохой видимости, а фонари мы с собой не взяли, но мы все же решили спускаться вниз по скале. Дойдя до глубины 15 метров, нам следовало бы остановиться, но хотелось погружаться все глубже и глубже. Когда прошли термоклин, вода стала намного чище и холодней. Плавный спуск закончился и скала резко под углом 80 градусов оборвалась вниз. Мы, медленно работая ластами, заскользили вниз по склону скалы. На глубине 28 метров свал закончился и мы взявшись за руки, поплыли вдоль скалы. Посмотрел на манометр, давление воздуха в баллонах было чуть больше 30 атм. Пора было всплывать, но именно здесь нас и поджидала удача. Огромный обломок корабля распластался на дне перед нами. Это была носовая часть с бушпритом, форштевнем и гальюнными шпангоутами. Все это украшено резьбой по дереву.

Транспорт Америка

 

От переполнявшей нас радости мы поздравили себя пожав друг другу руку , но вдруг я почувствовал, что воздух стал поступать в легкие с большим трудом, а стрелка на манометре зависла над нулем. Я показал Александру знаком, что пора всплывать, но в его глазах было столько мольбы, еще хоть немножко насладиться увиденным! Быстро привязал фал буя за гальюнный шпангоут и мы перебирая по фалу руками, начали всплывать из глубины. Уже на поверхности, отдышавшись, выслушиваю бурный монолог Александра об упущенной возможности первым прикоснуться к сундукам с сокровищами. Молча показываю ему свой манометр и он успокаивается... К нам подходит шлюпка и мы загрузившись в нее направляемся к катеру, но на волнах уже качается оставленный нами буй, отмечая точное место нашей находки. Нас распирает гордость. Ведь это мы нашли затонувший корабль. Да не какой нибудь, а старинный, парусный!

Спустя многие годы я понял, что в экспедициях, находка затонувшего корабля - совместный успех всех участников. В тот день мы все вырвали у моря кусочек прошлого. Может быть кто-то из читателей подумает а почему автор персонально не перечисляет участников наших погружений? Спешу сообщить, что все они хорошие ребята и отличные ныряльщики. Но сейчас моя главная задача рассказать, как можно больше, о затонувшем корабле.

Вскоре рядом, с форштевнем, была найдена металлическая грот мачта со стеньгами и торчащими из грунта реями. Так, шаг за шагом, восстанавливалась история кораблекрушения. Но для полной картины не хватало главной части - корпуса корабля. Он виделся нам в мечтах, стоящим на ровном киле, с украшенной резьбой кормой и пушками! Дальнейшие поиски велись вокруг носовой части и глубже до 32-х метров. Но кроме обшивочных досок и брусьев мы ни чего не обнаружили... Одну доску подняли и распилили. Срез оказался желтого цвета, и как мы выяснили у специалистов позже - это была лиственница. На этом работы в 1989 году были остановлены до следующего сезона. Всю осень, зиму и весну пришлось заниматься поисковой работой в архивах. Перепиской с ЦГАВМФ, поиском нужной литературы по МБА, копированием полученных документов.

В итоге прочитано много книг, справочников, написано множество писем, получены чертежи парусника Америка из ЦГА ВМФ. Хотя сведений все же было явно недостаточно, зато среди них есть рисунок форштевня, и необходимые размеры корабля.

С трудом, дождавшись мая 1990 года, мы снова поспешили на о. Гогланд, в бухту Махела. Первым делом решили поставить буи над всеми найденными фрагментами корабля. Вода в этих местах холодная и поэтому, прямо под гидрокостюмы, заливали теплую воду и из чайника для "сугреву". Но зато холодная вода обычно прозрачней и с глубины 8 метров видно даже дно удаленное от ныряльщика на 8 метров.

На этот раз я погружался вместе с Валерием. Медленно плывем вдоль подводного обрыва. Глазу не за что зацепится, кругом крупная галька да валуны. Вдруг впереди видим слишком длинный и плоский "валун". Подплываем ближе и понимаем, да это же корпус затонувшего корабля! Но где же высокие борта, резная корма, оружейные портики? Где же сундуки с казной? Всего можно было ожидать, только не то, что открылось перед нами. Корпус лежал на глубине 12 метров и внешне напоминал огромный плот. Его судовой набор состоял из киля, днищевых досок и частого чередования очень мощных шпангоутов. Мы привязываем фал буя к одному из них и всплываем. Невдалеке на волнах качается буй. Это отмеченное ранее место нахождения корабельной мачты. Чуть мористей виден другой буй. Им отмечен форштевень. Наконец то все в сборе! Все следующие дни заняты измерениями корпуса, мачт и форштевня, при этом, не забывая о поисках мелких вещей - посуды, оружия, предметов морского обихода. Ни одной находки! Море тщательно укрыло все в своей пучине. Из деревянных вещей решили ничего не поднимать. Хотя резные доски форштевня украсили бы экспозицию любого морского музея. Зато результаты замеров фрагментов корабля полностью совпали с размерами на чертежах! А резное украшение на форштевне в точности соответствует рисунку из архива! Похоже что это все-таки Америка, но почему здесь в бухте Махела, а не у северного маяка?

Скорее всего Америка врезалась в скалы острова и затонула на глубине 5 метров у северного маяка о чём и сообщают и русские и финские архивные источники. Почти весь корпус корабля ушел под воду, но из воды торчали мачты с обрывками парусов. По мере разгрузки, а так же и потере балласта через пробоины в корпусе, Америка получила положительную плавучесть и снялась с мели. С помощью ветра и течения она совершила свой последний рейс и продрейфовав 8 км вдоль острова вошла в бухту Махела. Море великий "ломатель и крушитель" человеческих конструкций. Волны и лед постепенно ломали борта и выбрасывали обломки на берег бухты. Доски с латунными нагелями и металлическими кницами прибивало к мелководью. Вскоре упали и мачты, но металлическая грот мачта осталась лежать рядом с корпусом. Море и время обломали и форштевень корабля и по скальному склону он опустился ниже, на глубину 28 метров.

Может, быть процесс разрушения шёл и по другому сценарию , но об никто не помнит. Кому она была тогда нужна такая, ограбленная и разбитая. Есть только немые свидетели последнего рейса Америки - скалы бухты Махела.

Остров Гогланд по количеству разыгравшихся у его берегов трагедий - смело можно назвать "островом погибших кораблей".

©1989-1999, Сергей Чукович
  Рисунки Павла Крыжечковского

Клуб "Ихтиандр"
Эстония. г.Силламяэ

03 июня 2002



--------------------------------------------------------------------------------

Список использованной литературы:

  1. Н.Н. Зубов. Отечественные мореплаватели исследователи морей и океанов. Географиз. М. 1954
  2. Дневные записки П.К. Пахтусова и С.А. Моисеева. Гос. изд. геогр лит-ры.М. 1956
  3. Русские мореплаватели. "Воениздат" М.1953
  4. Морской энциклопедический справочник. Судостроение. Ленинград. 1987
  5. Морская карта рассказывает. Воениздат. М. 1986
  6. О.Е. Коцебу. Новое путешествие вокруг света. Гос. изд. геогр. лит-ры. М. 1959
  7. "Цитадель" No.2 А.В.Лукошков. Подводный музей кораблестроения.
  8. В.П.Митрофанов и П.С.Митрофанов. Школы под парусами. Судостроение. Ленинград. 1989
  9. А.Лебеденко. Шелестят паруса кораблей. Лениздат 1974
  10. Морской атлас. 1 часть. Том 3. Издание главного штаба ВМФ СССР.
  11. Архивы ЦГА ВМФ России. Фонд 327. Опись 1. Дело 3368.