Интернет-магазин снаряжения для дайвинга и подводной охоты. Санкт-Петербург
 
Распродажа

назад | дайвинг | снаряжение

Опрессовка баллонов – что это за зверь?


Большинство дайверов, собирая скубу, просто берут баллон и прикручивают к нему регулятор, и для них вполне естественно не задумываться о проблемах, которые с этим баллоном могут быть связаны - да и зачем? Но, поскольку мы с вами живем в России, все эти проблемы падают на нас с вами, так как в большинстве случаев опытные дайверы имеют свои личные баллоны, а также и компрессоры. Цель данной статьи – познакомить дайверов с процедурами и необходимыми техническими условиями, связанными с баллонами высокого давления, или «танками». Баллоны бывают двух видов: стальные и алюминиевые. В данной статье преднамеренно не рассматриваются экзотические виды баллонов, сделанных из титана, а также с композитным усилителем. Общее для всех баллонов – это то, что они сделаны из металла, а металл, как известно, имеет свойство корродировать, или ржаветь.

Возникает естественный вопрос – а как внутрь металлической бутылки может попасть влага? Ответ простой – все проблемы связаны с грамотным обслуживанием техники, выполнением инструкций и регламентных работ. Как производится зарядка баллонов? Обыкновенный воздух сжимается до высокого давления в устройстве, которое называется компрессором высокого давления. Все компрессоры, как и обыкновенные двигатели, должны смазываться маслом, и чтобы очистить воздух, он поступает на вход фильтра высокого давления, а после этого – в баллон. Все просто и изящно.

Есть только одна маленькая проблема – регулярная замена картриджей или реагентов фильтра высокого давления, а также четкое исполнение инструкций по обслуживанию компрессора высокого давления. Если компрессорщик не делает первое или второе, то влага или масляный конденсат поступают в баллон. И вот тут-то появляются проблемы: влага, конденсируясь, вызывает внутреннюю коррозию, а масло остается внутри и, когда вы начнете дышать, оно попадет вам в легкие. Автору этих строк приходилось видеть картину, когда группа очень серьезных дайверов, плавая в подмосковном озере, зарядила баллоны техническим воздухом (то есть практически неочищенным) и с каждым выдохом на поверхности воды вместе с пузырями появлялось и растекалось масляное пятно. И их объяснениям, что «масло легким не вредит», как-то не особо верилось… Баллон, как правило, устроен таким образом, что его горловина и донышко – толстые, а боковые стенки – значительно тоньше. Именно по этим причинам длительно хранить баллоны нужно только в вертикальном положении с небольшим давлением (40-50 бар).

Разберем обе эти ситуации. Первое: коррозия. Баллон начинает ржаветь, и если этот процесс зайдет достаточно далеко, то в стенке баллона появляется раковина, и толщина стенки в этом месте уменьшается. Поскольку при зарядке баллон резко нагревается, такая ситуация может привести к взрыву – он будет не очень большой, примерно эквивалентный ручной гранате. Для предотвращения этих проблем все импортные баллоны в обязательном порядке визуально осматриваются один раз в год. В Советском Союзе о такой процедуре никто никогда не знал, хотя она описана в учебнике «OPEN WATER» Это объясняется тем, что в советских баллонах резьба на вентиле, где вентиль вкручивается в баллон – конусная («бригс»). Процедура выкручивания вентиля с такой резьбой достаточно сложна. Вдобавок каждый 10-й вентиль ломается, и тогда баллон можно выбрасывать на помойку, потому что извлечь хвостовик невозможно. Поэтому советские баллоны обладают большой толшиной стенок и проходят испытания только гидротесты – опрессовку один раз в 5 лет. С импортными баллонами все значительно проще. Резьба на них цилиндрическая. Герметизация между горловиной баллона и вентилем осуществляется кольцевым уплотнением («о-рингом»). Вдобавок диаметр резьбы на импортных баллонах значительно больше.

Как осуществляется визуальный осмотр баллона? Все просто и изящно: из баллона выпускается воздух, вентиль выворачивается руками, после этого в отверстие вставляется специальный осветительный прибор. Сертифицированный техник должен внимательно осмотреть внутреннюю поверхность баллона. Если все в порядке, после этого смазать резьбу вентиля, заменить о-ринг, вкрутить вентиль и наклеить специальный стикер с датой осмотра баллона. Если же появилась внутренняя коррозия, то дело значительно осложняется – ее надо удалить. Для этого внутрь баллона насыпают керамических стержней длиной примерно 3-4 см и диаметром примерно в карандаш на 1/3. Оставшуюся часть заливают кипятком с добавлением специального средства, и вместо вентиля вкручивается специальная технологическая заглушка. Баллон помещают на специальный стенд, на котором баллон вращается со скоростью 30-40 оборотов в минуту несколько часов в различных положениях, чтобы обработать как донышко, так и горловину. Иной разумной технологии, позволяющей очистить внутреннюю поверхность баллона, не существует. На зарубежном рынке имеются станки, производящие подобную очистку пескоструйным методом, однако стоимость их такова, что вряд ли стоит этот вариант рассматривать. Далее баллон очищается от керамики, тщательно промывается, просушивается, осматривается еще раз и, если все в порядке, вкручивается вентиль и приклеивается стикер.

Второе: в баллон попало масло. Тут есть две проблемы. Все зависит от того, какое масло попало к вам в баллон. Опыт показывает, что иногда оно бывает достаточно густое и в баллоне есть гудронообразные потеки, либо это жидкая фракция (водомаслянистая эмульсия). В первом случае растворить это крайне сложно – проще баллон отдать на механическую чистку. Во втором случае баллон промывается водой под высоким давлением с применением специальных реагентов для удаления масла. Для мойки применяется специальным образом разработанная машина. (В принципе, это гидронасос высокого давления.) После мытья баллон тщательно просушивается. Данная технология применяется также для подготовки баллонов для найтроксных смесей. Главное отличие, что в обязательном порядке баллон, который готовится для найтрокса, его вентиль (если он не специальный) разбирается, промывается, обезжиривается, все о-ринги меняются на специальные (для кислорода), и вентиль и резьба горловины баллона смазывается специальной кислородоустойчивой смазкой.

После этого на баллон наклеивается специальный стикер зеленого цвета шириной 10-12 см вокруг всей плоскости баллона с надписью либо «найтрокс» либо «энричд эйр». Самое главное при использовании танков для найтрокса помнить о том, что баллон для найтрокса очень просто использовать для воздуха, но обратный переход с воздуха на найтрокс требует очистки баллона. Поскольку в баллон теоретически может попасть масло и когда внутрь баллона начнут поступать найтроксные смеси с высоким содержанием кислорода, может произойти вспышка. Конечно, в импортных баллонах в вентилях стоит специальный предохранитель – так называемая разрывная мембрана, которая разрывается, если давление в баллоне на 1/3 превышает рабочее, поэтому в принципе взрыв скорее всего не произойдет, но проблемы возможны.

Что такое опрессовка (или гидротест)? Это процесс проверки баллонов на прочность. Поскольку если вы будете проверять баллон высоким воздушным давлением, опасность разрыва велика, и поэтому этот способ практически нигде не применяется хотя возможет при наличии взрывозащищенных бронекамер. Поэтому во всем мире применяется гидротест. В Советском Союзе в баллон наливается вода, баллон присоединяется к гидронасосу высокого давления, давление жидкости в баллоне делается на 1/3 больше рабочего и выдерживается в течение 5 минут . Если баллон не «потеет», то есть не появляются микротрещины, сквозь которые начинает просачиваться вода, то он считается годным, снимается со стенда, сушится, в него ввертывается на свинцовом глете иле ленте «фум» вентиль, после чего в верхней части баллона выбивается клеймо опрессовочной станции и рядом ставится месяц и год опрессовки баллона, а также месяц и год следующей опрессовки. Деятельность станций регламентируется государственными лицензиями.

Данная технология очень проста, но рассчитана только на баллоны, произведенные в Советском Союзе. С импортными баллонами все не так просто. Поскольку они более тонкостенные, во время гидротеста должна измеряться также и степень упругих деформаций стенок баллона. Технология отличается от советского способа лишь тем, что залитый водой баллон, присоединенный к насосу высокого давления, помещают в полностью залитую водой герметичной камере, к которой присоединена стеклянная водомерная трубка и внутрь баллона подают давление на 3/5 выше рабочего. Уровень воды в водомерной трубке при расширении баллона поднимается.

Для того, чтобы проверить, нет ли падения давления внутри баллона, его несколько минут выдерживают под давлением, затем давление сбрасывают и смотрят, насколько падает уровень внутри водомерной трубки: если он изменился менее, чем на 10%, это значит, что стенки не обладают необходимой упругостью, и такой баллон списывается как негодный. Импортные баллоны проверяются в соответствии с рекомендацией фирмы-изготовителя. На горловине каждого баллона есть клейма, среди которых есть дата производства баллона, и в соответствии с этими клеймами необходимо делать опрессовку. К примеру, для баллона фирмы SCUBAPRO этот срок – каждые два года.

В силу того, что многие дайверы не понимают опасности причин, связанных с потенциальным риском, к вопросам опрессовки они относятся достаточно халатно. В последнее время в России участились случаи продажи баллонов с истекшими сроками годности. При этом абсолютно все равно, использовался баллон или нет – сроки должны быть выдержаны. Также появились случаи продажи старых баллонов, которые перекрашивались и выдавались за новые. Поэтому те люди, которые обслуживают или имеют в собственности компрессоры высокого давления, должны ясно и четко отдавать себе отчет в том, что заряжая непроверенный баллон они рискуют больше всех и именно они должны тщательно проверять наличие клейм и сроки проведения последней опрессовки. С другой стороны, автору статьи приходилось сталкиваться с ситуацией, когда баллон имел все необходимые клейма, но было ясно видно, что вентиля никогда не выворачивались из баллона и никакой опрессовки произведено не было. Это объясняется тем, что с развалом советской системы многие государственные опрессовочные станции были закрыты, а клейма попали в недобросовестные руки людей, которые не понимают, что, ставя клеймо, они подвергают опасности тех, кто будет заряжать эти баллоны.

Уважаемые господа дайверы! Древние римляне говорили так: «Кто предупрежден, тот вооружен», и поэтому никто из вас не удивляется, если вашей машине периодически надо менять масло – это все прекрасно понимают. К сожалению, в отношении баллона это вызывает массу удивления, и разговор о том, что ваш баллон мы не будем заряжать, потому что сроки его действия истекли, вызывает массу возмущения и заявления типа того, что я вам плачу деньги, а баллон этот всего один раз использовался, не понимая потенциальных опасностей. Поэтому призываю вас использовать баллоны только с действующими сроками опрессовки, заряжать их только в местах, которые гарантируют качество очистки воздуха, а также в надлежащие сроки производить опрессовку ваших баллонов.

Сергей КУРИКОВ
Курс-директор PADI
CD 151337,
DSAT Instructor Trainer
e-mail: s.kourikov@mail.ru